Объективный информационный канал
для профессионалов отрасли

https://rncph.ru/

RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2021 г.

RNC Pharma представляет ТОР-20 компаний e-com сегмента российской фармацевтической розницы по итогам 1-2 кв. 2021 г.

Общий объём он-лайн продаж/бронирования продукции аптечного ассортимента (ЛП + парафармацевтика) в России по итогам 1-2 кв. 2021 г. достиг 94,2 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС). Это на 28,5% больше, чем за аналогичный период 2020 г., при этом суммарная динамика по российскому фармритейлу за период не смогла выйти из отрицательной зоны, здесь фиксируем -0,5%. Да и то данный показатель обеспечивался только за счёт Rx-ассортимента, который пока не допущен к продаже он-лайн, остальные товарные группы ушли в заметный минус, на уровне -5,9%. За счёт опережающих темпов роста естественно повышается доля e-com продаж в общем объёме российского фармритейла, по итогам 1-2 кв. 2021 г. она достигла 14%*, что на 3,2% больше, чем годом ранее.

Организации, входящие в ТОР-20, по итогам анализируемого периода обеспечили выручку в размере 75,5 млрд. руб. (в ценах конечного потребления, включая НДС), что соответствует 80% от общего объёма операций в рамках e-com сегмента в России за 1-2 кв. 2021 г. Важно отметить, что доля топовых компаний продолжила сокращаться, даже несмотря на более чем серьёзную динамику большинства игроков в первой двадцатке. Пока темпы развития игроков за пределами топа выше, но подобная ситуация наблюдается только до тех пор, пока идёт активный переток клиентов из офф-лайна, дальше придётся конкурировать с крупными представителями он-лайн, там уже едва ли речь будет идти об опережающей динамике роста. Тем более, что с 1 сентября на фармрынок широким фронтом вышли маркетплейсы.

Абсолютный лидер фармацевтического e-com, безусловно, «Аптека.ру», по итогам 1-2 кв. 2021 г. организация контролировала 4,1% от общего объёма российской фармрозницы (с учётом парафармацевтического ассортимента), при этом динамика тут пока заметно хуже (11% в рублях) чем в среднем по сегменту. Зато организация за первую половину 2021 г. поставила своеобразный рекорд с точки зрения расширения количества участников, в структуру влилось почти 4,5 тыс. аптек, а это несомненно базис для серьёзного расширения объёма операций.

Серьёзное расширение количественного состава организаций ассоциативного формата стало вообще одной из примет времени, массовый приток новых партнёров переживают: «АСНА» (+2,1 тыс. участников), «ЗдравСити» (+2,4 тыс.) и др. структуры. Последняя, к слову, в рамках анализируемого периода демонстрирует один из лучших показателей рублёвой динамики, относительно 1-2 кв. 2020 г. продажи через структуру выросли на 109%. Максимальные же темпы роста за период показывает он-лайн направление сети «Ригла», организации удалось за год утроить объём операций, в итоге компания врывается на вторую строчку рейтинга. Значительной динамикой продаж из числа топовых компаний может похвастаться так же «Фармленд» (+132%).

Внушительный рост демонстрирует «СберЕаптека» (+67%), которая расположилась на третьей строчке рейтинговой таблицы, организация активно масштабирует свою деятельность в т.ч. за счёт выхода в новые регионы, так за полгода география сети увеличилась почти в три раза, по состоянию на 1 июля 2021 г. компания была представлена уже в 44 субъектах Федерации. Плюс продолжила развитие на традиционных рынках за счёт активного расширения количества точек. Почти такой же прирост продаж (66%) в он-лайне демонстрирует «Неофарм», причём здесь идёт речь не столько о расширении географии присутствия бизнеса, сколько о росте объёма операций в рамках существующих локаций.

ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные онлайн сервисы по итогам 1-2 кв. 2021 г.**

Аптечная сеть Центральный офис Объём валовых e-com продаж в 1-2 кв 2021, млрд. руб. Прирост продаж относительно 1-2 кв 2020, %, руб. Доля1 на розничном-коммерческом фармрынке (ЛП + не ЛП) по итогам 1-2 кв 2021, %, руб.
1 Аптека.Ру Новосибирск 27,6 11 4,1
2 Ригла Москва 5,7 199 0,9
3 СберЕаптека Москва 5,6 67 0,8
4 Здравсити Москва 4,6 109 0,7
5 ИРИС Москва 4,5 35 0,7
6 Неофарм Москва 4,1 66 0,6
7 Апрель Краснодар 3,9 - 0,6
8 Монастырев.рф Владивосток 3,7 24 0,6
9 ГК Эркафарм Москва 2,8 -4 0,4
10 АСНА Москва 2,8 36 0,4
11 Имплозия2 Самара 2,4 - 0,4
12 Фармленд Уфа 2,4 132 0,4
13 Аптека-Таймер Пермь 2,3 -32 0,3
14 Планета Здоровья2 Пермь 2,0 3 0,3
15 Аптечная сеть 36,62 Москва 1,9 -6 0,3
16 Вита (Самара) Самара 1,4 - 0,2
17 Ваша №1 Москва 0,5 - 0,1
18 Алоэ (Ранее Эдифарм) С.-Петербург 0,4 - 0,1
19 ОАС Челябинск Челябинск 0,1 - 0,01
20 Социальная Аптека Ростов-на-Дону 0,05 - 0,01
1 - доля рассчитана от суммарного объёма коммерческого розничного рынка ЛП и парафармацевтики РФ
2 - экспертная оценка
Источник RNC Pharma®: Рейтинг российских аптечных сетей

* в числе представителей e-com сегмента мы учитываем только организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, так же в данных объёмах не включена выручка представителей серого он-лайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, и сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики

** в рейтинг не включена компания ozon.ru по причине отказа предоставления необходимых для расчёта данных