Объективный информационный канал
для профессионалов отрасли

5 МИНУТ С ... ЮРИЕМ КАЛАБИНЫМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ИННОВАЦИЯМ И ТОРГОВЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

5 МИНУТ С ... ЮРИЕМ КАЛАБИНЫМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ, ИННОВАЦИЯМ И ТОРГОВЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Перспективы и новый вектор развития фармацевтической отрасли с Юрием Калабиным
обсудил Сергей Кравчук, директор по странам ЕАЭС журнала "Фармацевтическая отрасль". Беседа состоялась накануне IX Международного форума "LIFE SCIENCE INVEST. PARTNERING RUSSIA", Санкт-Петербург.

– За последние 10 лет фармацевтическая отрасль России совершила серьезный рывок. Как Вы считаете, какие факторы максимально этому способствовали?

Фармацевтический рынок очень зависит от политики государства в области обеспечения своих социальных обязательств. Чем больше государство направляет средств в систему здравоохранения, тем быстрее и качественнее развивается и фармацевтический рынок. На такой быстрый рост отрасли повлияли федеральная стратегия «Фарма-2020», мероприятия профильной государственной программы, а также последовательная инвестиционная и промышленная политика ряда регионов, как, например, в Санкт-Петербурге, где благодаря этому сформировались мощные отраслевые кластеры.

– Какой вектор для развития промышленной политики будет актуален в ближайшие годы?

Очевидно, что в фармацевтической отрасли инвестиционный цикл по строительству производственной инфраструктуры подошел к концу. Те компании, и глобальные и локальные, которые были способны развивать свою производственную инфраструктуру, либо уже это сделали, либо находятся в процессе реализации проектов. Но именно в активной поддержке государства инвестиционные проекты уже не нуждаются. У фармацевтических компаний наступил этап расширения портфелей своей продукции, им нужно продолжать увеличивать рынок ее сбыта, в том числе за счет экспорта. Соответственно необходимо изменить и меры государственной поддержки. А накопленный опыт в области привлечения инвестиций можно применять в других отраслях, ориентированных на потребительский рынок, в частности на пищевое производство, поскольку у этих отраслей много общего.

– В чем сходство между такими отраслями, как фармацевтическая, пищевая или парфюмерно-косметическая?

Регулирование этих отраслей во всем мире происходит по схожим сценариям, поскольку продукция данных отраслей представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому требования, предъявляемые к контролю качества про-изводимой и обращающейся на рынке продукции, к ее регистрации или сертификации, а также к квалификации участников рынка, имеют много общего, что создает условия для добросовестной конкуренции и максимально устраняет с рынка недоброкачественную продукцию. При этом государство выступает в качестве как регулятора, так и участника рынка, непосредственно закупая лекарственные средства для системы здравоохранения или обеспечивая питанием учреждения социальной и образовательной сферы.

– В каких направлениях должна развиваться городская промышленная политика и какая выгода в этом для производителей? Почему при реализации инвестиционных проектов они должны принимать решения в пользу Санкт-Петербурга?

Городская политика может развиваться в нескольких направлениях. Прежде всего это промышленная и инвестиционная составляющие – подготовка земельных участков, обеспечение доступности подключения к инженерным сетям и инфраструктуре, налоговые льготы, таможенные преференции. Во всех этих аспектах в городе накоплен значительный опыт, который будет использован для развития новых отраслей промышленности и, в частности, пищевой. Выгода для инвесторов прямая и очевидная – это уменьшение инвестиционных затрат, причем значительное, а также сокращение сроков реализации проектов. Вторым направлением является повышение требований, предъявляемых к качеству производимой и обращающейся продукции, без чего невозможно обеспечить добросовестную конкуренцию, а также устранить с рынка недоброкачественную продукцию. Выгода для всех добросовестных производите-лей опять же прямая и очевидная – они получают большую долю при реализации своей продукции. Одними из направлений развития город-ской политики являются поддержка образовательной и научной инфраструктуры, проведение мероприятий по подготовке кадров и профессиональной ориентации абитуриентов и молодых специалистов.

– Какие непосредственные действия сейчас нужно предпринять, чтобы задать новый вектор для промышленной политики города?

Прежде всего нужно скоординировать работу профильных органов государственной власти и правительства города в данном направлении. Кроме того, очень важным моментом является доведение этой политики в виде конкретных предложений до участников рынка, которые в состоянии развивать про-изводственную и логистическую инфраструктуру, производить новые виды продукции, создавать высокотехнологичные рабочие места, в перспективе платить больше налогов в городской бюджет. Чем более конкретными будут льготы и преференции, тем проще привлекать инвестиции и обеспечивать долговременный вектор развития отраслей. Развитие фармацевтического кластера подтвердило правильность данных тезисов, а использование этого опыта для развития смежных отраслей даст синергетический эффект, ведь уже проделана огромная работа, и при достижении следующих целей нужно опираться на достигнутые результаты.

Загрузить PDF
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для доступа к PDF.